Освобождение хутора Верхнечирский

Освобождение хутора Верхнечирский

Из «Журнала боевых действий 110 танковой бригады (Дата создания документа: 27.08.1943г. Архив: ЦАМО, Фонд: 3196, Опись: 1, Дело: 1) известно, что 20.12.1942г командир 110 танковой бригады получил устный приказ овладеть х. Алексеевский и отрезать противнику пути отхода. В 21.00ч бригада заняла Алексеевский и выставила сторожевые посты на всех направлениях. Велась разведка в направлениях: Верхнечирский, Нагольный, Бирюков.

Вот только некоторые имена людей, принимавших участие в освобождении нашего хутора:

Гузенко Петр Федорович- майор- заместитель командира 110 танковой бригады (18.01.1943 ранен)

Чунихин Николай Петрович 1911г.р.–майор, начальник штаба 110 танковой бригады с 18.12.1942 по 31.05.1943 (28.12.1942 ранен)

Чесак Андрей Никитович 1917г.р., старший лейтенант – командир роты средних танков 311 танковой бригады 18 танкового корпуса.

Дзевенко Николай Алексеевич, капитан, командир второго танкового батальона, 110-й танковой бригады, 18-го танкового корпуса.

Бенькович Абрам Ефимович - помощник начальника штаба по разведке 110-й танковой бригады, 18-го танкового корпуса.

Калинин Гаврил Григорьевич 1922г.р, младший лейтенант, командир танка Т-34 441 танкового батальона 110 танковой бригады

Романенко Павел Никитович 1916г.р., старший сержант, механик-водитель танка Т-34 441 танкового батальона 110 танковой бригады

На основании записей в «Журнале боевых действий 110 танковой бригады», где сказано, что 20 декабря 1942г в 21ч бригада заняла х. Алексеевский, выставлены сторожевые посты во всех направлениях и велась разведка по направлению х. Верхнечирский, Нагольный, Бюрюков, можно предположить, что для прочесывания хутора была выслана рота автоматчиков, которая привела 200 румынских и итальянских солдат.

В 17 ч 21.12.1942г офицер связи корпуса вручил командиру бригады Гузенко П.Ф схему-приказ командира корпуса Гущина: 110 танковой бригаде поставлена задача занять х. Верхнечирский и удерживать до подхода частей корпуса. Готовясь овладеть хутором Верхнечирский, командиру бригады, майору Гузенко П.Ф, нужно было уточнить, какие силы противника находятся в данном населенном пункте.

22.12.1942г в среду, в 2 ч 110 танковая бригада подошла к хутору. Командир бригады решил атаковать с трех сторон: 2 танка Т-34 атакуют с востока, 2 танка Т-34 и Т-70 атакуют с запада, 3 танка Т-34- с юга вдоль дороги. Разведка донесла, что в хуторе находятся незначительные силы румын и итальянцев. В это же время в хутор вошла колонна противника с артиллерией.

В разведку пошел танк Т-34 441 танкового батальона 110 танковой бригады (командир танка- младший лейтенант Калинин Гаврил Григорьевич 1922г.р., уроженец деревни Воскресенка Омской области, показавший себя волевым командиром во время прорыва гитлеровской обороны в предыдущих боях. Механик-водитель - старший сержант Романенко Павел Никитович 1916г.р.)

С отделением автоматчиков на броне под покровом темноты боевая машина устремилась вперед, на выполнение боевого задания. На подходе к хутору сбавили обороты и двигались на малом ходу. Вдруг от сильного толчка танк остановился — напоролись на каменный забор крайней усадьбы. Заглушили двигатель. Калинин прислушался, стояла мертвая тишина. В темноте просматривались дома, и ни в одном не было света. Командир экипажа выслал разведку. Вскоре автоматчики вернулись и доложили, что в хуторе, по словам жителей, расположилась большая группа фашистов. Решение было одно — разведка боем. Ворваться в хутор, посеять панику в стане врага, и, воспользовавшись этим, уничтожить противника, а дальше действовать по обстоятельствам.
Танк ворвался на улицу. Прямо по середине дороги стояли машины с прицепленными к ним противотанковыми пушками. Командир приказал автоматчикам спешиться, а механику-водителю, старшему сержанту Романенко, подавить машины. Тяжелый танк с ходу ударил заднюю машину, а затем стал подминать орудия и тягачи. Гитлеровцы проснулись. Из домов начали выскакивать испуганные, наспех одевшиеся итальянцы и румыны. Они открыли огонь из уцелевших пушек и пулеметов.

Экипаж танкистов — разведчиков, достигнув противоположной окраины хутора, укрылись за небольшим домом, чтобы доложить по рации обстановку командиру бригады и вести наблюдение за противником. Но связь оказалась прерванной. Слышны были крики, шум заводившейся техники, вспыхивали ракеты. В их свете командир Т-34 рассмотрел суетившихся гитлеровцев, устанавливающих два орудия у дороги. Калинин приказал командиру отделения автоматчиков вести огонь, перебегая с одного места на другое, чтобы создать видимость о наличии большого количества советских войск. Ошеломленные внезапностью и не знавшие подлинного количества наших сил, гитлеровцы сначала растерялись.

Маневрируя, танк с коротких остановок вел огонь. Наводчик танка выжидал, когда вспыхнет ракета, и в ее свете старался поймать в прицел орудие противника и сделать выстрел. Но времени было мало, и он дважды промахнулся. На помощь пришли автоматчики. Разбившись попарно, они огородами подобрались поближе к орудиям и стали вести огонь по расчетам.

Автоматчики сражались мужественно. В «Журнале боевых действий 110 танковой бригады» есть запись, что пулеметчик «был тяжело ранен и, умирая на руках товарищей, произнес слова: «Товарищи, умираю за родину- это почетная смерть» Он похоронен как герой в Верхнечирской» К сожалению, в записи нет фамилии пулеметчика.

Затем подожгли стог сена, пламя ярко осветило улицу. Теперь орудия врага были как на ладони, и наши автоматчики уничтожили артиллерийские расчеты фашистов. Перенесли огонь по уцелевшей группе немецких автоматчиков и по итальянской пехоте. Однако дорога была отрезана, фашисты отошли от шока и уже развернули противотанковые орудия.

Капитан Бенькович возглавляя разведку, находился с оперативной группой 110 танковой бригады на окраине хутора. Возглавлял оперативную группу Гойзман Дмитрий Лазаревич- старший батальонный комиссар, 1907г.р.- заместитель командира 110 танковой бригады 18 танкового корпуса. Командир 2 танкового батальона 110 танковой бригады Дзевенко Николай Алексеевич входил в оперативную группу.

Оперативная группа и разведка оказались в кольце противника. В «Журнале боевых действий 110 танковой бригады» есть запись, что группа командиров с начальником разведки корпуса майором Чунихиным, которая направилась разведать обстановку- попала в кольцо противника. Майор Чунихин принял бой с группой командиров с численно превосходящими силами противника. Вера в победу воодушевляла бойцов и командиров. Майор Чунихин разгромил противника, не потеряв ни одного человека.» Благодаря находчивости и мужеству капитан Бенькович сумел найти выход из кольца и установить связь с главными силами 110 танковой бригады, что обеспечило успешный исход боя. Наконец связь с командованием установили. Калинин доложил обстановку и получил приказ командира бригады — возвращаться.

В боевой позиции врага находилось несколько танков. Калинин об этом доложил командиру танковой бригады, майору Гузенко. «Мы скоро подойдём на помощь. Держитесь», — ответил командир бригады.

Калинин приказал механику-водителю Романенко заводить мотор, но он вдруг заглох, что-то случилось со сцеплением. В этот момент показалась вражеская самоходка, а за ними шли фашистские автоматчики. Калинин решил подпустить самоходку поближе. Когда она рельефно выделилась на фоне догорающей скирды, с двух выстрелов была зажжена. И только после этого экипаж Калинина увидел, что они уже не одни. Танки ворвались в хутор.

В свете прожектора появились наши танки, покрашенные в белый цвет. К этому времени Романенко наладил сцепление и запустил двигатель. Надо было помочь нашим автоматчикам, которые вели неравный бой с фашистской пехотой. Едва машина тронулась с места, на улице около догорающей самоходки показалась вражеская пехота. Калинин приказал механику — водителю Романенко направить боевую машину навстречу противнику. Экипаж открыл огонь из пулемета. Романенко переключил передачу и на полной скорости повел машину вперед. Т-34, разя пулеметным огнем врага, мчался по хуторской улице, запруженной машинами и орудиями противника.

Калинин повел машину в ту сторону, куда бежали гитлеровцы. Танк Калинина вместе с другими, пришедшими на выручку экипажами бригады, начал таранить колонну фашистской артиллерии, которая находилась в походном порядке. Он настиг колонну артиллерии, ворвался в колонну отступающих немецких войск и с полного хода раздавил пушки и часть их прислуги, гусеницами и тараном уничтожил до роты пехоты и огневые точки: 9 противотанковых орудий, 6 минометов и др. Среди итальянцев и румын происходило поистине паническое бегство. С каким-то неистовством танкисты просто летали на своих танках по Верхне-Чирскому. Неуспевающие увернуться фашисты попадали под танки, в их глазах был страх и ужас. Итальянцы и румыны начали бросать оружие и поднимать руки, некоторые махали белым тряпьем.

  • бой за х. Верхнечирский длился 8 часов. На рассвете увидели, что на поле боя осталось до 500 убитых гитлеровских солдат и офицеров. Согласно архивным документам, установлено, что было раздавлено 9 противотанковых орудий с тягачами и 6 минометов. Захвачено 4 танка, 40 машин, 30 исправных орудий, 10 минометов, 1000 винтовок, 100 пулемётов, 75 лошадей, 300 автоматов, несколько складов с боеприпасами и продовольствием, а также штабные документы. Разгромлено два полка итальянской дивизии «Сфорцеска», взято в плен 2500 итальянцев и 200 солдат седьмой румынской пехотной дивизии.

В 16ч 181-я танковая бригада сосредоточилась в х. Верхнечирский. Наши потери: 2 танка Т-34, 1 танк Т-70, 5 чел убито, 15 чел ранено. В 16ч 30 мин 170-я танковая бригада овладела х. Ильичевка. Уничтожено 100 солдат, захвачено 4 пулемета, 20 автоматов, 50 автомашин, 20 повозок с грузами, 3 продсклада. Потери бригады: 5 чел убито, 10 чел ранено.

31 марта 1943 года за бой в х. Верхнечирском Гаврилу Григорьевичу Калинину Указом Президиума Верховного Совета присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена «Ленина» и медали «Золотая Звезда» Стоит отметить, что имя Г.Г. Калинина не было известно в Боковском районе. 3 марта 2020 года удалось найти о нем информацию в архивах Министерства обороны. В апреле этого же года художницей Дианой Холковской из города Львова был написан портрет и окончательно оформлен в Липецкой арт студии «Грандж». В юбилейный День Победы того же года портрет Героя Советского Союза Гавриила Григорьевича Калинина был передан в дар Боковскому краеведческому музею от семьи Рычневых из хутора Грачева. Также на «Аллее Героев» в канун 75-летия Великой Победы установлен портрет Калинина. Хочется надеяться, что на мемориале «Герои не умирают» в одном ряду с бюстами известных Героев когда-нибудь будет установлен и бюст Герою Советского Союза танкисту Г.Г. Калинину.

После войны отважный офицер-танкист продолжил службу в армии. В 1949 году окончил Высшую офицерскую школу в Ленинграде, в 1956 году — Военную академию бронетанковых войск. Был начальником Свердловского суворовского училища. Избирался депутатом Верховного Совета Украинской ССР 6-го созыва. С 1978 года генерал-майор танковых войск Г.Г. Калинин в отставке жил в Киеве. Скончался 22 марта 1995 года. Похоронен в Киеве на Лесном кладбище.

Механик — водитель Павел Никитович Романенко также был представлен к званию Героя Советского Союза, но Военный Совет Фронта принял решение наградить его орденом Красного Знамени.

Также за бой в хуторе Верхнечирском к званию Героя Советского Союза был представлен командир второго танкового батальона, 110-й танковой бригады, 18-го танкового корпуса, капитан Николай Алексеевич Дзевенко, но был награждён орденом Ленина (погиб при освобождении Тарасовского района, похоронен и увековечен в хуторе Красновка).

За этот же бой, в том числе к званию Героя Советского Союза был представлен командир роты 311-го танкового батальона, 18-го танкового корпуса, старший лейтенант Андрей Никитович Чесак, но был награждён орденом Ленина (погиб при освобождении Украины).

Кроме того, к ордену Красного Знамени за бой в Верхне-Чирском был представлен помощник начальника штаба по разведке 110-й танковой бригады, 18-го танкового корпуса Абрам Ефимович Бенькович, но наградили его орденом Красной Звезды.

 

 

 

Танкисты с воинскими почестями похоронили своих боевых товарищей. Погибшие танкисты в ночном бою за хутор Верхнечирский до сих пор не увековечены или увековечены не все. С большой долей вероятности они захоронены в братской могиле в х. Верхнечирский.

Согласно Донесению о безвозвратных потерях в «Именном списке безвозвратных потерь младшего и рядового состава 110 танковой бригады 18 танкового корпуса за период с 16.12.1942 по 10.01.1943гг» (Источник информации: ЦАМО, Фонд ист. информации: 58, Опись ист. информации: 18001,Дело ист. информации: 1313) в братской могиле в х. Верхнечирский были похоронены стрелки и пулеметчики 110 танковой бригады:

  1. Авдеев Михаил Федорович 1902г.р., красноармеец, пулеметчик, призванный из г.Орла.
  2. Шипунов Дмитрий Иосифович 1923г.р., красноармеец, пулеметчик, призванный из Челябинской области, Юргамышского района.
  3. Котов Иван Андреевич 1906г.р., сержант, командир отделения, призванный из Ивановской области. Владимирского района ст. Колокшан
  4. Страж Зиновий Алексеевич 1907г.р., красноармеец, пулеметчик, призванный из г. Москвы.
  5. Сидоров Василий Григорьевич 1911г.р., красноармеец, пулеметчик, призванный из Горьковской области, г. Кулибаки
  6. Никулин Петр Иосифович 1916г.р., красноармеец, призванный из Татарской АССР, Кузнечихинского района, с.Кашки.
  7. Зорин Николай Иванович 1923г.р, сержант-пулеметчик, уроженец Горьковской области Ветлужского района деревни Сежа.

Дата гибели этих бойцов- 20.12.2025г. А также бойцы, дата гибели которых- 27.12.2025г:

  1. Стихин Иван Михайлович 1921г.р., младший сержант, призванный из Свердловской области, Талицкого района, с.Гаврилово
  2. Вяльченко Петр Парамонович 1921г.р., старший сержант, командир 311 танкового батальона, призванный из Орловской области Суземского района, д.Фоминово